Отдых, общение

Главная Детские болезни Дети старшего ясельного возраста Дети старшего ясельного возраста Дети старшего ясельного возраста


Дети старшего ясельного возраста

К ним относятся дети от 1 до 3 лет. В этот период жизни ребенка идет исключительно интенсивно рост и увеличение массы его тела. Доношенный ребенок рождается с длиной тела 50—52 см. За первый год жизни он вырастает на 23—25 см, за второй — на 10—11 см, за третий — на 8—9 см. Средний вес ребенка при рождении 3200—3500 г. К 5 месяцам жизни этот вес удваивается, к году — утраивается, а к 2 годам —

учетверяется. В связи с таким интенсивным увеличением роста и массы тела у маленьких детей очень велика потребность в питательных веществах, кислороде, так как обмен веществ в их организме идет более активно, чем у детей старшего возраста и у взрослых. Эта повышенная потребность в кислороде и питательных веществах для ребенка раннего возраста может быть обеспечена только при создании соответствующих условий ухода и при организации правильного вскармливания. У детей первых 3-х лет жизни и особенно на 1-м году органы дыхания, пищеварения, центральная нервная система и другие органы еще во многом недоразвиты и не могут функционировать в таких условиях, как у взрослого. Повышенная функциональная активность органов и тканей ребенка при относительной недоразвитости делает их легкоуязвимыми для ряда заболеваний. Наиболее часто в первые 2—3 года жизни возникают такие заболевания, как воспаление легких, желудочно-кишечные расстройства, рахит и др. 


Оптимален такой режим, при котором время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадает с потребностями ребенка в данный момент, т. е. надо стараться кормить ребенка тогда, когда он уже хочет есть, укладывать спать при появлении признаков утомления, сажать на горшок, когда возникла потребность в физиологическом отправлении, что вызовет у ребенка появление рефлекса на время и создаст у него определенный динамический стереотип. Резкие изменения в режиме малыши переносят плохо: они становятся капризными, раздражительными, плаксивыми. Часто ухудшение настроения ребенка бывает связано с переутомлением, недосыпанием.

На 2-м году жизни здоровых детей можно переводить на режим с одним дневным сном. Руководствоваться при переводе нужно не только возрастом, но и состоянием малыша. Промежутки между кормлениями колеблются от 3,5 до 4,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет 12—13 часов. Завтрак желательно начинать не позже, чем через час после пробуждения, ужин — не менее чем за час до укладывания ребенка. Общая продолжительность сна в этом возрасте — от 13 до 14,5 часов, из них на ночной сон приходится 10—11 часов.

Гигиенические купания для детей 2-го года жизни проводят 2—3 раза в неделю, чаще всего перед ночным сном. Прогулки на свежем воздухе желательно совершать дважды в день, а в летнее время года при соответствующих условиях — в течение всего дня.

В этом возрасте пора начинать выработку у ребенка основных культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой, есть самостоятельно ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Малыш не должен долго ждать, садясь за стол. Старайтесь подавать пищу сразу. Предлагайте ребенку взять хлеб с тарелки, откусывать его и заедать другой пищей. Сначала надо учить малыша есть густую пищу, лучше десертной или чайной ложкой, позже — жидкую. Первые 2— 3 ложки малыш съедает сам, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормления малышу предлагают съесть самому еще 2—3 ложки.

Учите малыша проситься на горшок и спокойно сидеть на нем до результата. К 2 годам навык опрятности почти сформирован, но еще не прочен. Заигравшись, дети забывают вовремя попроситься. Напоминайте им об этом. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5—2 часа во время бодрствования, до прогулки и после возвращения с нее.

Приучая малыша к самостоятельности, не следует заставлять его долго самостоятельно раздеваться перед сном. Это приводит к утомлению и плохому засыпанию. Нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение. Поднимать малыша после сна следует по мере пробуждения, учить его одеваться надо, показывая и называя предметы одежды. К концу 2-го года жизни дети должны знать последовательность одевания, уметь снимать заранее расстегнутые взрослыми части одежды и с помощью взрослых надевать колготки, шапку. Приучайте малыша пользоваться носовым платком.

Игрушки должны способствовать умственному развитию ребенка, формированию внимания, памяти, совершенствованию речи. Важно разумно чередовать подвижные игры с сюжетными, физические упражнения — с рассматриванием ярких игрушек, картинок. Для сюжетных игр необходимы куклы, машинки, наборы посуды, мебели. Двигательные возможности ребенка развиваются во время занятий с обручем, мячом, при ходьбе по бревну, доске, лестнице-стремянке и др.

В начале 2-го года жизни у малыша быстро расширяется запас понимаемых слов (до 30— 50). В игре малыш часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами, например, нанизывает кольца на пирамидку, катает машинку и т. д. Правильно воспитываемый ребенок к 1 году 3 месяцам самостоятельно ест густую пищу ложкой. На 2-м году жизни совершенствуется характер движений, появляется более четкая координация ног и рук, развиваются движения пальцев кисти. В этом возрасте малыш уже может достаточно продолжительное время ходить, менять положения — приседать, пятиться, наклоняться.

К 1,5 годам малыш должен понимать несложный рассказ взрослого по картинке, отвечать на простейшие вопросы. В этом возрасте ребенок воспринимает смысл целых фраз, начинает повторять несложные предложения, пытается произносить сложные слова вместо заменителей («собака» вместо «гав-гав», «машина» вместо «би-би»), старается обобщать предметы по их основным признакам, что свидетельствует о развитии мышления. Во время игры ребенок обозначает свои действия словами или предложениями из двух слов. Однако внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается. Ребенок может выполнять несложные постройки из кубиков — «домик», «ворота» и др. В этом возрасте он может, не падая, пройти по бруску шириной и высотой в 20 см с небольшой помощью взрослого или самостоятельно, начинает бегать, прыгать, бросать мяч в цель. Малыш может раздеваться — снимать ботинки, шапку, майку, трусики. Игровые действия ребенка становятся разнообразнее. Он может собирать кубики, матрешки, различать форму, величину и четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый), играть с лопаткой, совком, ведром. Малыш копирует действия взрослых, используя игрушки (кукольную одежду, мебель, посуду) для сюжетных игр, ему нравятся книги с картинками.

К 2 годам малыш должен хорошо понимать рассказ о событиях, которые он наблюдал в своей жизни, без показа по картинке. При общении со взрослыми ребенок должен пользоваться предложениями из трех слов, в речи употреблять прилагательные и местоимения. Он подбирает по образцу 3—4 цвета. Усложняется сюжет игр ребенка, при этом он выполняет цепочку связанных по смыслу последовательных действий. В этом возрасте малыш очень много и без устали двигается, перешагивает препятствия высотой 20 см (в 2 приема — сначала он наступает на верх препятствия одной ногой, потом — второй). Он уже не только

самостоятельно раздевается, но может сам надевать кофточку без шнуровки, шапку. К двум годам ребенок может аккуратно есть, собирать игрушки после окончания игры.

На 3-м году жизни происходит энергичное нервно-психическое развитие, дальнейшее совершенствование речи. Интенсивно увеличивается словарный запас, в речи появляются обобщения. Малыш уже хорошо понимает обращенную к нему речь, образно воспринимает рассказы. Эмоциональные проявления у ребенка этого возраста многообразны: он способен обижаться, смущаться, испытывать удовольствие и огорчение.

Увеличивается период активного бодрствования, за сутки ребенок от 2 до 3 лет бодрствует 12—12,5 часа, спит 12 часов, из них около 2 часов — днем, 1 раз. Кормят ребенка 4 раза через 4 часа.

К 3 годам ребенок должен правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, не выходить из-за стола во время еды, выражать просьбы словами, благодарить после еды. При умывании учат ребенка самостоятельно умываться, не обливаясь, вытираться собственным полотенцем, чистить зубы 2 раза в день. К 3 годам ребенок должен уметь снимать и надевать одежду и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки ботинок, после игры убирать игрушки на место.

В 1-й половине 3-го года жизни малыш должен говорить предложениями из четырех и более слов, в его речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Он хорошо знает четыре основных цвета. По образцу может подбирать предметы различных геометрических форм. Ребенок самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки, называет их. Весь период бодрствования ребенок находится в движении.

Во 2-й половине 3-го года ребенок должен говорить многословными и сложными предложениями. В игре малыш использует разные геометрические формы, при этом правильно называя их («кубик», «мячик», «палка»). Он знает и правильно называет несколько основных цветов. Ребенок начинает овладевать карандашом, лепить из пластилина, называет нарисованное или слепленное. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого ребенок одевается, в том числе застегивает пуговицы и завязывает шнурки, без напоминания пользуется салфеткой и носовым платком. Движения становятся более ловкими, целенаправленными и точными, ребенок хорошо сохраняет равновесие при ходьбе по бруску, перешагивает препятствия высотой в 30 см неприставным шагом.

Этот возрастной период требует много такта со стороны родителей. Если вы не будете давать ребенку делать то, что он уже умеет, или будете излишне вмешиваться в его «работу», то можете отбить у него желание в дальнейшем вообще что-либо делать самостоятельно. Если же вы совсем не будете ему помогать, он никогда не закончит начатое (одеваться или убирать игрушки), и тогда неудача может отбить у него охоту пробовать снова. Ребенку надо тактично помогать. Например, при одевании и раздевании оставьте ему те части одежды, с которыми он может справиться сам. Стяните носок наполовину и предложите ему снять его совсем. Разложите одежду так, чтобы ему было легко ее надеть, а если он запутается в одежде, помогите ему немного. Если ребенок чувствует, что вы на его стороне, а не против него, он будет гораздо сговорчивее. Но все равно вам потребуется очень много терпения.

Чтобы ребенок охотнее убирал за собой игрушки, превратите уборку в интересную игру. Помогайте ему, приговаривая: «Кубики мы сложим вот сюда, а мишку и зайку — сюда. А вот здесь будет гараж, и все машины пойдут сюда спать», и т. д. Ребенок еще слишком мал, чтобы проделывать эту работу самому от начала до конца, к тому же в этом возрасте они очень упрямы, поэтому если вы скажете своему ребенку: «А теперь убери свои игрушки», это прозвучит для него неприятно. Когда мама помогает ему весело убирать игрушки, она прививает ему правильное отношение к такого рода обязанностям. К тому же это гораздо легче, чем долгие споры и уговоры.

Хорошие манеры появляются у ребенка естественным путем. Научить ребенка произносить вежливые слова, вроде «здравствуйте» или «спасибо» — не самое главное. Надо научить его любить людей. Если ребенок растет в семье, все члены которой внимательны и заботливы друг к другу, тогда он впитывает доброту как губка. Он говорит «спасибо», потому что так говорят остальные члены семьи, и говорят от всей души.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Спонсоры страницы

29.03.2024 16:00