Отдых, общение

Главная Психические заболевания Реакции протеста в подростковом возрасте


Реакции протеста в подростковом возрасте

Обусловлены противоречиями между подростком и родителями, его расхождениями с коллективом, внесемейными структурами и властями. Одна из характерных форм реакции подростка — желание освободиться от опеки и контроля взрослых, стремление к самоутверждению. Подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье: страдают и родители, и подростки, у которых развиваются неврозы различной тяжести.

Нередки и реакции компенсации, когда подростки стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать свою «силу воли», «храбрость». Огромную роль в формировании стиля поведения играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам. Наряду с «классическим» протестом против отца и матери, многообразными формами конфликтов с авторитетами встречается стремление к бродяжничеству, в подростковом возрасте оно достигает своей вершины и часто является выражением юношеского протеста против родителей и воспитателей. Участившиеся случаи бродяжничества среди девочек нередко провоцируются сексуальной неуверенностью, началом лекарственной зависимости и (или) проституцией. У мальчиков в период бродяжничества могут сформироваться или усилиться асоциальные и (или) криминальные формы поведения (воровство, нападения, акты насилия и т.д.). Уход в религиозные и иные молодежные секты представляет собой стремление к бегству из дома и является формой социально - психологического протеста. Вследствие практикуемых во многих молодежных сектах методик «промывания мозгов», к которым относится и принудительный отрыв от семьи, начальный протест против авторитетов переходит в слепое послушание и идеологическую (теологическую) зависимость от главы секты и его представителей.

Лечение. При выборе психотерапевтического или лечебно-педагогического курса терапии необходимо учитывать возраст подростка и уровень его развития, а также форму и структуру социальной запущенности и заброшенности. Большое значение приобретает создание дружественных отношений пациента и врача. Если это оказывается возможным, то следует избегать мер, связанных с изоляцией и отчуждением, и предпочесть амбулаторное лечение, например, консультирование для детей, подростков и их родителей. Подобными мерами удается более эффективно повлиять на асоциальное поведение, чем с помощью госпитализации и связанной с ней изоляции в воспитательных интернатах. Необходимо предоставить подростку, совершившему уголовно наказуемое правонарушение, возможность пройти лечение у психотерапевта. Некоторых подростков возможно обучать только в условиях закрытого специального интерната, где им может быть обеспечена групповая психотерапия. Важно, чтобьа во время содержания в интернате или тюремном учреждении они имели возможность получить профессию.



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Спонсоры страницы

12.12.2018 04:22