Отдых, общение

Главная Детские болезни Грудные дети Игры и игрушки Игры и игрушки


Игры и игрушки

Для нормального развития ребенка необходимо стимулировать у него слуховые, зрительные, осязательные ощущения. Новорожденный видит с 1-го дня, но фиксировать взор на каком-либо конкретном предмете или человеке неспособен. Обычно сосредоточенность взгляда возникает в конце 1-го — начале 2-го месяца: ребенок может остановить взор на лице матери, яркой игрушке, проследить недолго глазами за двигающейся вешью. На 2-м и особенно на 3-м месяце жизни малыш это делает дольше. Для совершенствования зрительных реакций нужно уже в конце 1-го месяца вешать над кроваткой на расстоянии 70 см яркие игрушки, чтобы ребенок мог фиксировать на них взгляд.

К 2—3 месяцам малыш уже тянется к игрушкам, дотрагивается до них, поэтому их следует вешать на такой высоте, чтобы он мог касаться их ручками. В этом возрасте ему нужны погремушки, мелодично звучащие игрушки, «неваляшки». Не забывайте почаще мыть их! Кроме того, надо следить, чтобы они были безопасны. Нельзя вешать сразу много игрушек. Ребенок быстро к ним привыкает, и они перестают вызывать у него интерес. Пусть игрушек будет меньше, но они должны быть разнообразными, яркими. Время от времени их необходимо менять. Ребенок открывает для себя цвета и звуки. Погремушки должны быть большими и с широкой ручкой, так как их надо вкладывать в раскрытые кулачки, чтобы стимулировать снижение тонуса мышц-сгибателей.

К 3 месяцам звук начинает привлекать внимание ребенка к тому, что находится в руке. Это ускорит наступление момента, когда он свяжет то, что видят глаза, с тем, что делают руки. Погремушки могут быть с тремя, четырьмя, пятью разноцветными шарами. Можно подвешивать к кроватке или коляске гирлянды, резиновые моющиеся игрушки (скоро он каждую потянет в рот) или вертящиеся фигурки животных, птичек, рыбок и т. д. В этом возрасте он уже начинает отличать твердую игрушку от мягкой, тряпичную куклу — от пластмассовой погремушки и делает это очень забавно.

К 4 месяцам игрушки надо повесить так, чтобы их можно было отводить рукой в сторону, отталкивать от себя. Ребенок двигает руками, время от времени попадает по игрушке, она качается, издает звуки, и ребенок скоро заметит связь этого со своими движениями. Он глядит на предмет, потом на руку, поднимает ее, «измеряет» расстояние еще раз, и так будет до тех пор, пока он не дотронется до игрушки. Но схватить ее он пока не может: пальцы смыкаются прежде, чем он доведет руку до предмета.

В 4 месяца качающиеся игрушки не годятся — ребенок хочет ощупывать игрушку, и, если она откачнется, он сердится. Лучше всего прикрепить к кровати (манежу) перекладину, за которую он будет цепляться, пытаясь приподняться. Игрушки в пределах досягаемости ребенка должны быть неопасными для него, их надо как следует прикрепить, чтобы малыш, ухватившись за желанную игрушку, не смог ее оторвать.

С 4 месяцев малыш учится пользоваться собственными руками: он щупает, царапает, тянет, опирается, бросает. Надо дать ему резиновые игрушки, которые пищат при надавливании, а также более сложные погремушки, издающие музыкальные звуки. Ребенок уже в состоянии фокусировать зрачки на предметах, расположенных почти на любом расстоянии от него; он может следить глазами за их передвижением практически в любом направлении. К 6 месяцам он будет сразу направлять руку к тому предмету, который ему нужен. Одновременно он научится брать его. Малышу нужно как можно больше тренироваться в этом, но родителям надо быть осторожными: как только ребенок сможет что-либо взять в руки, он обязательно потащит эту вещь в рот, поэтому все доступные ему предметы должны быть безопасными и чистыми. На данном этапе важнее всего смена впечатлений, калейдоскоп новых ощущений, а не добротные игрушки долговременного пользования. Поэтому можно пока не покупать игрушки, а обходиться безопасными предметами домашнего обихода.

Игра — это процесс познания, изучения внешнего мира, развития органов чувств, разума. Играя с ребенком, вы обучаете его. Необходимо учитывать скорость его реакции: она медленнее, чем у взрослого, и надо приспособиться к малышу. Если вы протянули ребенку игрушку, чтобы он взял ее, и, потеряв терпение, сами вложили ее ему в руку — вы помешали ребенку проявить себя, свои возможности. Подождите, дайте ему время самому ухватиться за игрушку; дайте ему время выполнить ту небольшую задачу, которую вы перед ним поставили.

Что же можно использовать для игры в этот период? Пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду, деревянные ложки любых размеров, маленькие алюминиевые кастрюльки и крышки к ним, пустые пластмассовые бутылки, пластмассовые банки с крышками (можно вложить туда шарики), бумагу разного размера и фактуры. Бумагу можно и нужно рвать и мять, материю разной фактуры и цвета, маленькие коробочки с крышками и без них, любые мячики, яблоки, апельсины или клубки ниток и т. д.

Надо обязательно знать особенности своего ребенка, его реакцию на то или другое, его характер. Один пятимесячный ребенок будет визжать от удовольствия, когда его подбрасывают на руках, другой испугается. Одному нравятся громкие звуки, другому — нет. Если громкие звуки пугают ребенка, не надо давать ему металлическую ложку, которой он будет стучать по кастрюле, — дайте деревянную ложку и пластмассовую коробку. Не предлагайте ему резиновых игрушек, которые пронзительно пищат, заклейте дырочку пластырем или липкой лентой, пока ребенок не захочет, чтобы любимая игрушка издавала звук. Постепенно вводите в игру новые элементы. С 5 до 6 месяцев младенцы особенно живо реагируют на новые предметы. Знакомые, уже изученные ими игрушки не вызывают теперь никакого интереса: ребенок полностью освоил их. Ему сейчас очень понравилась другая погремушка — похожая на предыдущую, но немного больше и другого цвета. Или другой лист бумаги — глянцевый, шуршащий совсем иначе; свисток с другим тоном издаваемого звука, чем прежний; пластиковая баночка от косметики, а не бутылочка и т. д.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком, это очень важно — малышу не хватает общения с вами. Следует прислушиваться к ребенку и пытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами всякий раз. когда ребенок начинает лепетать, обращаясь к вам.

В этом возрасте ребенок способен заниматься лишь одной игрушкой, так что манеж, заваленный игрушками, приведет его в замешательство. Лучше всего он играет, когда вы положите перед ним 1—2 игрушки и дадите ему некоторое время позаниматься с ними, пока они ему не наскучат, и тогда замените их новыми.

Если ребенок играет чем-то из кухонных принадлежностей и вы хотите получить их обратно, чтобы использовать для дела, то единственный способ избежать скандала — дать ему что-то взамен. Ребенок в этом возрасте еще не научился отдавать что-либо по собственному желанию, а если вы попробуете отнять этот предмет у него силой, он будет яростно этому противиться. Поэтому воспользуйтесь его неспособностью заниматься одновременно двумя предметами: предложите ему ложку, и он отвлечется от кастрюли, которая вам как раз понадобилась.

С 7 месяцев и до года детям нужны мисочки, ведерки с вложенными в них совочками, кастрюльки с крышечками, кольца, куклы, животные, озвученные заводные игрушки (прочные, без острых углов). Нельзя давать ребенку мелкие игрушки, которые он может целиком взять в рот. С каждым днем поведение малыша во время бодрствования усложняется. Значительно расширяются возможности его действий с предметами, он уже различает их величину и форму, материал, из которого они сделаны, и т. д.

Раньше малыш игрушками только размахивал, постукивал, брал в рот. В 6 месяцев ребенок обхватывает предметы всей кистью, а поднимает их, складывая руку совочком. Крупные предметы он берет одновременно двумя руками, как будто его руки — щипцы. В 7—8 месяцев он начинает применять пальцы, когда ему надо взять какую-либо вещь. К 8—9 месяцам ребенок обучается управлять предплечьем и кистью. Он уже может «прощаться», помахав кистью; взяв колечко пирамиды, ребенок будет стараться просунуть в отверстие пальчик, водить им по вмятинам.

Одновременно с приобретением этих навыков малыш будет обучаться трудному искусству отпускать зажатый в руке предмет. Большинство девятимесячных малышей понимают, когда им говорят: «Дай мне». Он протягивает предмет, но разжать пальцы ему удается не всегда. Если он так и сидит с вытянутой рукой, сжимая в ней игрушку, не думайте, что он хочет подразнить вас. Он, наверное, просто не знает, что нужно делать дальше. В то же время, если его рука с зажатой игрушкой лежит на столе и он чувствует под ней твердую поверхность, — он легко расслабит пальцы. Теперь, когда он научился отпускать игрушки, его любимым занятием будет бросать их как можно дальше и как можно чаще, и вовсе не с целью досадить вам, а чтобы увидеть, куда они упали. В этом возрасте надо давать ребенку небьющиеся пластмассовые кубики, тряпичную куклу, плюшевого мишку, мячики.

Как сделать этот период менее утомительным для вас? Надо привязать маленькие игрушки на шерстяные нитки, игрушки побольше — на тонкие резинки. Выбрасывая игрушки, ребенок вдруг с радостью обнаружит, что их можно вернуть назад. Не привязывайте игрушки за веревки и ленточки — он может в них запутаться. Тонкая резинка или шерстяная нить легко рвется при минимальном натяжении. К концу 1-го года, кроме умения бросать игрушки, возникает желание и складывать их. Нужна коробка, куда кубики и мячики можно было бы складывать.

После 9 месяцев ребенок осмысливает назначение игрушек: мяч катает или бросает, из больших предметов вынимает более мелкие и так далее. Взрослый должен показывать малышу, что можно делать с игрушкой, сопровождая это словами. Показывая игрушку, обязательно называйте ее. Если вы просите о чем-нибудь («Дай ложечку», «Покажи, где мишка») и он правильно выполняет эту просьбу, значит, он сделал значительный шаг в своем психическом развитии — он вас понимает.

В 10—11 месяцев, когда движения рук ребенка становятся более координированными, учите его сначала разбирать, а затем и собирать пирамидку из крупных колец, накладывать 2—3 кубика один на другой. К концу года, если заниматься с ребенком, он может овладеть играми «Покорми кису», «Покачай лялю». В 11 месяцев малыш произносит первые слова-обозначения («мама», «дай», «ав-ав» и др.), к 12 месяцам произносит 10—12 слов.

Ему нравятся игрушки из мягкой резины, которые можно растягивать во все стороны, заводные игрушки. Во время купания хороши плавающие игрушки — рыбки, уточки, киты, лягушки.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Спонсоры страницы

26.04.2024 19:15